В старшем дошкольном возрасте развитию связной речи придается особая роль.
При
пересказе литературных произведений ( сказки или рассказа) дети учатся связно,
последовательно и выразительно выстраивать текст без помощи взрослого,
интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.
При
составлении рассказа по картине от детей требуется умение самостоятельно
составлять описание или повествование, указывать место и время действия,
придумывать события, предшествующие и
изображенным и последующих за ним.
Рассказывание
по серии картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать
название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения
и части высказывания в повествовательный текст. Детей учат составлять рассказы
и сказки об игрушке и о нескольких игрушках, соблюдая композицию и
выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для
рассказа, дети дают их описание и характеристику.
В
старшей группе продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причем
это могут быть высказывания разных типов- описательные, использовать повествовательные, контаминированные(смешанные)
это могут быть высказывания разных типов- описательные, использовать повествовательные, контаминированные(смешанные)
У детей
формируются элементарные знания о структуре повествовательного текста и умение
использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и
связность текста.
Необходимо
научить их понимать тему высказывания, использовать различные зачины
повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его
завершить и озоглавить.
Для
закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель в виде
круга, разделенного на три части- зеленую( начало), красную (середина) и синюю
(конец). С помощью этой модели дети самостоятельно составляют текст.
В
процессе работы над текстом в целом, особое внимание необходимо уделять формированию
контроля через прослушивание речи, записанной на магнитофон.
Упражнение
« Закончи предложение»
Цель:
научить использовать в предложении приставочный глагол противоположного
значения.
-Закончи
начатые мною предложения:
«
Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него …(отошел)».
«Утром
ребята пошли в гости, а вечером из гостей…( ушли)».
«Мальчик
вошел в комнату, а потом из комнаты….(Вышел)».
«Ребята
бежали по правой стороне улицы, затем они…(перебежали) на левую сторону».
« Дети
играли в прятки. Они забежали за дом. Их долго не находили, и они…(выбежали)».
-Придумайте
предложения со словами: шел- перешел- пошел- подошел –вошел- вышел –отошел.
- Замените
словосочетания другими словами: ползет муравей- движется, передвигается; ползет
поезд- едет очень медленно; плывет человек- плавает, плывет лодка- движется по
воде, плывет облако- движется по небу; сложить дрова- уложить их, сложить
песню- написать; бить посуду -разбить что-то, свет бьет в глаза- ярко светит.
Какие
слова, связанные с движением людей ,животных, транспорта вы знаете? (идти,
бежать, мчаться, нестись, лететь, двигаться, ползти). Придумайте рассказ на
тему «Лететь стрелой».
Комментариев нет:
Отправить комментарий