среда, 23 января 2013 г.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

 В старшем дошкольном возрасте развитию связной речи придается особая роль.

При пересказе литературных произведений ( сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно выстраивать текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.
При составлении рассказа по картине от детей требуется умение самостоятельно составлять описание или повествование, указывать место и время действия, придумывать события, предшествующие  и изображенным и последующих за ним.
Рассказывание по серии картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Детей учат составлять рассказы и сказки об игрушке и о нескольких игрушках, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказа, дети дают их описание и характеристику.
В старшей группе продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причем
это могут быть высказывания разных типов- описательные,  использовать повествовательные, контаминированные(смешанные)
У детей формируются элементарные знания о структуре повествовательного текста и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.
Необходимо научить их понимать тему высказывания, использовать различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершить и озоглавить.
Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель в виде круга, разделенного на три части- зеленую( начало), красную (середина) и синюю (конец). С помощью этой модели дети самостоятельно составляют текст.
В процессе работы над текстом в целом, особое внимание необходимо уделять формированию контроля через прослушивание речи, записанной на магнитофон.
Упражнение « Закончи предложение»
Цель: научить использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения.
-Закончи начатые мною предложения:
« Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него …(отошел)».
«Утром ребята пошли в гости, а вечером из гостей…( ушли)».
«Мальчик вошел в комнату, а потом из комнаты….(Вышел)».
«Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они…(перебежали) на левую сторону».
« Дети играли в прятки. Они забежали за дом. Их долго не находили, и они…(выбежали)».
-Придумайте предложения со словами: шел- перешел- пошел- подошел –вошел- вышел –отошел.
- Замените словосочетания другими словами: ползет муравей- движется, передвигается; ползет поезд- едет очень медленно; плывет человек- плавает, плывет лодка- движется по воде, плывет облако- движется по небу; сложить дрова- уложить их, сложить песню- написать; бить посуду -разбить что-то, свет бьет в глаза- ярко светит.
Какие слова, связанные с движением людей ,животных, транспорта вы знаете? (идти, бежать, мчаться, нестись, лететь, двигаться, ползти). Придумайте рассказ на тему «Лететь стрелой».

Комментариев нет:

Отправить комментарий